Основные стили песенного народного творчества башкир


 

 

 Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, баиты,мунажатыкнижные напевы ("Мухамадия", "Юсуф и Зулейха" и другие), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни озон кой, короткие быстрые песни кыска кой, плясовые песни такмак и другие. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые).
Большинство произведений башкирской вокальной музыки исполняется в сопровождении курая, думбыры, скрипки, мандолины и других. Возникавшие в прошлом исторические связи определили в башкирской народной музыке генетическую общность и аналогии с музыкой других народов (алтайцев, казахов и других) и различные заимствования татарских, казахских, русских, украинских мелодий ("Сэрмэн", "Казачок", "Барыня", "Чижик", "Гопак" и другие). Носителями народной музыки и исполнительских традиций являются сэсэны, йырау (певцы) и кураисты.

Основные стили песенного народного творчества башкир

Озон кой (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе (объёме), в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой. Примером является песня "Камалек". Это название реки в Башкортостане.

    Халмак кой (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе (объёме)

 

Кыска кой (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы. Пример "Карабай"
    Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенлэу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.

 

Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:http://borgo.ucoz.ru/blog/osnovnye_stili_pesennogo_narodnogo_tvorchestva_bashkir/2012-03-29-81