Салават Юлаев (Салауат Юлаев)

 

   
Марш Салавата (вариант)

ноты марша


Марш Салавата (вариант)

ноты марша
 
  Национальный герой башкирского народа Салават Юлаев родился в 1954 году в деревнеТикеево Шайтан-Кудейской волости. В 1771-1772 был в должности старшины Шайтан-Кудейской волости. В ноябре 1773 года присоединился к армии Емельяна Пугачева. Пугачев отправил его на северо-восток Башкортостана для формирования повстанческих отрядов. Салават осуществлял руководство крупными очагами повстанческой борьбы, распространял пугачевские воззвания среди населения Уфимского и Кунгурского уездов, снабжал Главное повстанческое войско "денежной казной", провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. Проявил себя талантливым военачальником. В декабре 1773 Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, в июне 1774 - в бригадиры. Салават три раза был тяжело ранен. После поражения восстания и взятия в плен Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск. 25 ноября 1774 был взят в плен недалеко от деревни Миндишево. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 года вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), вырезанию ноздрей и клеймению знаками "З", "Б", "И"- "злодей", "бунтовщик", "изменник" на лбу и на щеках. 2 октября 1775 сослан на пожизненную каторгу в Рогервик (Эстляндия). Умер 26 сентября 1800 года.
В поэтическом наследии Салавата Юлаева известны более 500 поэтических строк. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре
По легенде Салават Юлаев был недюжинной силы. В 14 лет, столкнувшись в лесу с медведем, убил его с помощью одного ножа.

 
Исполняет на курае Раис Низаметдинов       

Семь девушек (Ете кыз)

   
ноты танца Семь девушек
Есть разные легенды песни. Привожу некоторые из них.
1.Есть в Башкирском Зауралье озеро Культубан, с названием которого связана красивая легенда. Когда-то в давние времена тут жили кочевые племена башкир. И вот напали на них казахи, перебили мужчин, взяли в плен самых красивых женщин, в том числе семь сестер, силой увезли с собой. А чтобы не убежали плененные женщины, они, надрезав им ступни ног, вставили туда конский волос. Однако не смогли гордые сестры вынести плен, и решили они убежать. Глубокой ночью, когда все уснули, они убежали в башкирские степи.
Казахские воины, обнаружив побег, погнались за ними. Девушки босиком, их ноги колет и режет конский волос, бежать больно…. А казахские воины на конях, и они вот-вот догонят беглянок. Впереди было озеро, и отчаянные девушки, взявшись за руки, вошли в озеро... И утонули свободолюбивые башкирские девушки в озере. В память о семи сестрах озеро назвали Культубан, что в переводе с башкирского – «Конский волос».
2.Когда-то очень давно проживал один человек. И было у него семь дочерей — смелые и красивые девушки. Везде и всюду держались они вместе. Никто не оставался к ним безразличным — все восхищались ими.
Однажды, когда девушки гуляли у подножья горы, наткнулись на царя дэвов. Не раздумывая, устремились они наверх, к вершине горы. Дэв — за ними. Казалось, вот-вот он их настигнет. Но в это время девушки сделали отчаянный прыжок ввысь и вознеслись в небо. Чтобы не разлучаться, встали неподалеку друг от друга.
Так эти девушки стали светиться семью звездами. С тех пор и называют их «Етэгэн йондоз», что означает семизвездье (Большая Медведица).

Поющий журавель (Сыңғырау торна)

 

   
                                                                                         
(вариант) 
 
песня Поющий журавель
 
   В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр*. Был у него конь — сивый тулпар. Он мог перенести хозяина куда бы тот не пожелал. Не было равного этому батыру по силе, храбрости и уму.
Если на его край нападала вражеская рать, он беспощадно уничтожал врагов, защищая своих сородичей и родную землю. К тому же батыр этот был прославленным кураистом и певцом. Когда он, взобравшись на Ирендэк, играл на курае, звуки его курая** были хорошо слышны в аулах, расположенных среди горных долин
Батыр этот женился, но только спустя много лет жена родила ему сына-крепыша, такого тяжелого, словно налитого свинцом. Дитя росло не по дням, а по часам. «Храбрее отца будет»,— говорили о нем люди с восхищением.
             И в самом деле, став юношей, он во всем походил на отца, и даже превзошел его. Как говорят в народе: что птенец в гнезде видит, то и в полете делает. Прославился джигит и игрой на курае.
«Женю-ка я сына своего пока сам жив», — подумал отец и сосватал ему невесту. Отдал ему сивого трехгодовалого жеребца, рожденного от сивого тулпара, и в один из солнечных весенних дней молодой батыр отправился в дом будущего тестя.
Приехав, оставил жеребца своего на лугу, неподалеку от дома.
Утром, когда джигит пришел за жеребцом, он услышал удивительно прекрасную мелодию, так что застыл пораженный. Затем в нетерпении побежал в ту сторону, откуда доносились звуки. Приблизившись, притаился и стал наблюдать. На поляне, собравшись в круг, играла стая маленьких серых журавлей. В центре стояла журавушка. Стоило ей, взмахнув крыльями начать мелодичное курлыканье, как остальные тут же присоединялись к ней и принимались кружиться.
             Джигит с упоением слушал звенящую мелодию журавлей, слушал до тех пор, пока не запомнил ее. Боясь, как бы не забыть песню птиц, вскочил на коня и стрелой помчался в дом тестя. Спешившись, он взял свой курай и заиграл журавлиную песнь. Собрался народ — и стар и млад.
—  Откуда тебе ведома эта странная, удивительная мелодия? Уж не сам ли сложил? — спросил джигита один аксакал***.
—  Нет, дедушка, — сказал джигит, — и поведал о случившемся. Взволновался народ: как бы беда какая не нагрянула. А старец сказал:
—  Это ведь песнь журавлей. Там, где они играют, суждено произойти большому сражению, в котором много людей погибнет, — говорили в старину наши деды.
Услышав эти слова, батыр тут же отправился домой. Дома все, как есть, рассказал отцу.
—  Да, сынок, в старину говорили, что там, где играют журавли, будет побоище, нагрянет на страну бедствие. Таких боев отец твой на своем веку повидал немало. Теперь я стар стал, силы во мне не те. Свое боевое снаряжение тебе вручаю, — сказал старый батыр. — Будь храбрым, не запятнай честь рода. Будь беспощаден к врагам-чужеземцам и верен роду и родной земле, — только тогда будешь счастлив. Это мой тебе завет. А сейчас собери войско из самых надежных людей.
             Молодой батыр бросил клич джигитам страны, собрал войско и был готов к битве.
И в самом деле, прошло совсем немного времени, и на землю его рода напали чужеземцы. Молодой батыр поднял своих стрелков, и те стали поражать врагов на расстоянии, видимом глазу.
Когда стихли бои, несколько дней подряд праздновали победу. Джигита прозвали батыром страны. А напев, услышанный им от журавлей, с тех пор называется Журавлиной песнью. Озеро же, у которого было побоище, называют Яугуль****. Оно находится в Баймакском районе, в 10-15 километрах к югу от Сибая.

    * батыр    -  богатырь, выдающийся воин.
    ** курай    -  башкирский народный музыкальный инструмент.

    *** аксакал -  почтенный старик.
    **** Яугуль   -  дословно Озеро-побоище (озеро-битвы)

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
  


                                                              Исполняет на курае Ишмулла Дильмухаметов   

Урал

Урал

  06.01.12, 17:17
ноты песни Урал

           "УРАЛ", башкирская народная песня озон кой (долгая протяжная песня), известная на территории всего Башкортостана. Идейно-художественной основой песни является воплощение образа Урала как символа Родины. Возникновение песни, как утверждает народная легенда, относится к 14 - середине 16 века. В ней нашли отражение исторические события, связанные с образованием союза семи башкирских племен в юго-восточной части Башкортостана в 13 веке, отсюда ее прежнее название "Ете ырыу" ("Семь родов"). Во времена колонизации края, в период неоднократных восстаний 18 века. ведущее место в ее содержании стала занимать тема защиты родной земли и прославление безымянных батыров, а основным лейтмотивом стал призыв к борьбе против колонизации и социального гнета. Тексты песни впервые записаны в 1915 и 1920 Мухаметша Абдрахмановичем Бурангуловым от народного певцов Афлятуна из деревни Сабырово Орского уезда Оренбургской губернии и Габита-сэсэна Аргынбаева.
В 30-е годы песню "Урал". записали на фонограф и нотировали Иван Васильевич Салтыков, Александр Сергеевич Ключарев, Лев Николаевич Лебединский. Наиболее известные исполнители "Урала.": Магафур Хисматуллович Хисматуллин, Сулейман Аюпович Абдуллин, Абдулла Афзалович Султанов, Флюра Ахметшеевна Кильдиярова, и другие. Напев песни использован в симфонической увертюре Загира Гариповича Исмагилова, в симфонической картине "Урал" Ключарева, в "Легенде" для симфонического оркестра Масалима Мушараповича Валеева и других. Наряду с многовариантным бытованием песни "Урал." в отдельных музыкально-этнографических зонах Башкортостана известны песни под названием "Боронго Урал" ("Древний Урал"), "Иске Урал" ("Старинный Урал"), которые исполняются с различными текстами и напевами мелодических стилей халмак кой и озон кой.

 "Старый Урал" так звучит:
 
  Урал, тебя и взором не объять нам,
  Нет скал твоих прекрасней и светлей.
  Твои объятья - матери объятья,
  Что прижимает ласково детей.
  Грудь широка твоя, и даль безмерна,
  Страна семи родов родной земли!
  Храня тебя и правдою и верой,
  Сложили головы сыны твои.